БОРИС ВАСИЛЬЕВИЧ ОЛЕЙНИКОВ – УЧЕНЫЙ, ГЕОЛОГ, УЧИТЕЛЬ, ДИРЕКТОР (к 90-летию со дня рождения)

14 октября 2022 г. исполнилось бы 90 лет со дня рождения Бориса Васильевича Олейникова (14.10.1932–15.07.2000). Это был талантливый геолог, организатор науки, доктор геолого-минералогических наук, профессор, действительный член Академии наук РС (Я).

 

Б.В. Олейников был специалистом в области геохимии, минералогии, петрологии и рудогенеза базитового магматизма, более 40 лет научной деятельности посвятившим изучению Сибирской платформы. С 1973 по 1987 гг. он занимал должность заместитель директора по науке, а в период с 1987 по 2000 гг. возглавлял Институт геологии Якутского филиала Сибирского отделения Российской академии наук (ныне Институт геологии алмаза и благородных металлов СО РАН).

Н.В. Черский поздравляет победителей соцсоревнования среди подразделений ЯФ СО АН СССР (директор Института геологии Б.В.Олейникова, Г.Н.Гамянин, 1987 г.)

Б.В. Олейников родился на Кузбассе в городе горняков и шахтеров Анжеро-Судженске. Возможно, атмосфера города и влияние деда-горняка привели Бориса Васильевича в Томск в Горный техникум, который он с отличием окончил в 1954 г. Затем были годы учебы в знаменитом Томском политехническом институте, давшем Сибири многих известных геологов. Здесь Борис Васильевич и начал свой путь геолога. По окончанию вуза в 1958 г. он был направлен в Енисейскую экспедицию СНИИГИМСа, которая занималась изучением перспектив нефтегазоносности западной части Сибирской платформы.

Геологи-томичи, слева направо, первый ряд:  чл.-корр. Г.Б. Поляков, Б.В. Олейников, С.Л. Шварцев, второй ряд – академики РАН Г.И. Грицко, ак. РАН А.Э. Конторович, 1996 г.

 

С этого времени вся жизнь Бориса Васильевича была связана с геологией Сибири. Молодому специалисту было поручено заниматься изучением влиянием трапповых интрузивов на вмещающие осадочные породы. Успешно справившись с этой задачей, Б.В. Олейников обобщил результаты своих исследований в кандидатской диссертации «Контактовые образования и их минералогия, связанные с трапповыми интрузиями», которую блестяще защитил в 1963 году в Томском политехническом институте.

В 1959 г. при изучении зоны окисления месторождения Норильск-I Б.В. Олейниковым с коллегами был обнаружен минерал, образующий натечные зеленоватые корочки и землистые агрегаты на стенках горных выработок. Так был открыт новый минеральный вид из класса сульфатов: шестиводный сульфат никеля – никельгексагидрит Ni,Mg,(Fe+2)](SO4)*6H2O [1]. Первая ласточка в череде дальнейших научных открытий.

В 1966 г. Б.В. Олейников был приглашен в Институт геологии ЯФ СО АН СССР на должность старшего научного сотрудника в лабораторию трапповой формации, в 1968 г. он стал ее заведующим и возглавил направление по изучению интрузивного базитового магматизма Сибирской платформы.

Выступление на ученом совете, 1973 г.

 

Б.В. Олейников внес значительный вклад в решение одной из фундаментальных проблем геологии: эволюция базальтовых магм древних платформ в пространстве и времени. Им впервые на современном, на то время, уровне предложена вслед за А.М. Виленским классификация траппов по петрохимическим особенностям [2]. В статьях коллективной монографии «Геология и геохимия базитов восточной части Сибирской платформы» [3] Б.В. Олейниковым на примере базитов района среднего течения р. Вилюя было доказано высказанное ранее предположение о существовании нескольких разновозрастных трапповых формаций: протерозойского, среднепалеозойского и позднепалеозойского-раннемезозойского возрастов. Среди них выделены разные типы недифференцированных и дифференцированных интрузивов, различающихся по структурным и петрохимическим параметрам. Изучение петрогеохимических особенностей базитов Вилюйско-Мархинской магмоподводящей зоны позволило предложить модель пространственно-временной эволюции траппового магматизма, обусловленной смещением очагов магмообразования в более глубокие части верхней мантии, что привело к образованию расплавов, формирующих базиты, обогащенные TiO2 до 3,5%, K2O до 1% и P2O5 до 1%, а далее и кимберлитовой магмы [4]. Уже в этих работах обращалось внимание на сосуществование в габбро-долеритах нескольких генераций породообразующих минералов: ранней докамерной – магнезиальный оливин и основной плагиоклаз, и более поздней внутрикамерной – железистый оливин и более кислый плагиоклаз. Изучением проблемы петролого-геохимической сущности процессов докамерной эволюции базальтовых магм исследования Б.В. Олейникова и его учеников принципиально отличались от других. Ими были предложены модели преобразования толеит-базальтового расплава в ходе анортозитовой и монцонитоидной тенденций глубинной дифференциации, в дальнейшем получившие развитие в работах М.Д. Томшина и О.В. Королевой. Раннемагматическая эволюция вещества началась в глубинном мантийном очаге, затем продолжалась при подъеме магмы на гипабиссальный уровень и завершалась внутрикамерной кристаллизацией. На современном, на то время, уровне освещено поведение широкого круга элементов в разновозрастных интрузивных базитах при эволюции формирующих их расплавов. Сделана попытка создать единую модель процессов рудогенеза и петрогенеза, провести комплексный геолого-геохимический анализ, создать петролого-геохимическую основу металлогенического анализа производных платформенного базитового магматизма. Монография «Геохимия и рудогенез платформенных базитов» [5] стала основой докторской диссертации Б.В.Олейникова, защищенной им в 1984 г. в Институте геохимии им. А.В. Виноградова СО РАН в г. Иркутске.

Исследователь восточносибирских траппов Б.В.Олейников, 1987 г.

 

Олейниковым обоснованы возрастные рубежи и региональные закономерности геохимии интрузивных базитов различных магмоактивных зон Сибирской платформы, проведена геохимическая типизация базитов древних платформ в связи с геодинамическими обстановками; выделены геохимические типы: толеиты палеорифтовых зон, траппового и трахидолеритового формационного типов [6].

Исследования неравновесных составов привело к пониманию роли фоюидно-магматического взаимодействия. Б.В. Олейниковым было показано, что ранний этап эволюции отдельных объемов базальтовых магм реализовался в условиях низкой активности кислорода, проявился во флюидно-магматическом взаимодействии базальтовых магм и восстановительного флюида и обеспечил появление самородной формы нахождения ряда халькофильных и сидерофильных элементов. В результате была установлена самородная форма нахождения в базитах Сибирской платформы Pb, Sb, Cd, Zn, Sn и Al, а также их различных интерметаллических соединений. В 1978 г. в журнале «Доклады АН СССР» была опубликована пионерная статья Б.В. Олейникова, А.В. Округина и Н.В. Лесковой «Петрологическое значение находок самородного алюминия в базитах» [7], вызвавшая большой научный резонанс, в том числе и резкую критику со стороны академика В.С. Соболева. Приложив немало усилий, Б.В. Олейникову и его ученикам А.В. Округину и О.Б. Олейникову, наряду с московскими коллегами М.И.Новгородовой и Н.А. Ашихминой, расширившими географию «самородных» находок, удалось доказать свою правоту и отстоять приоритет в обнаружении нового природного явления – способности химических элементов с высоким сродством к кислороду находиться в природе в восстановленном состоянии, образуя самородные металлы и интерметаллиды [8]. Так был открыт второй ранее неизвестный минерал – самородный алюминий, а следом за ним и самородный кадмий [9].

Исследование земного теллурического железа привело к изучению железа космического: метеоритов. В результате всесторонне изучен новый уникальный по составу высоконикелистый железный метеорит Онелло, выпавший в форме метеоритного дождя, о чем свидетельствуют многочисленные находки его обломков. Метеорит Онелло найден в 1997 г. при разработке золотоносного аллювия в устье р. Бол. Долгучан, левого притока р. Онелло (басс. р. Вост. Хандыги), и назван по месту находки. Метеорит относится к малочисленной группе высоконикелистых атакситов, сложен в основном плесситом тэнитового состава [10]. Наряду с распространенными в железных метеоритах минералами шрейберзитом и троилитом, в нем впервые установлены: фосфид Fe и Ni (в дальнейшем благодаря прецезионным исследованиям санкт-петербургского минералога С.Н. Бритвина он был признан новым минералом аллабогданитом), новый тип соединений фосфора – фосфористые сульфиды, а среди продуктов окисления – редкий окисид треворит [11]. Много сил было приложено к попытке объявить место падения метеорита Онелло геологическим памятником.

Джалтульский интрузив – проявление самородного железа;

г. Озерная, 1985 г.

 

Б.В. Олейников был энтузиастом своего дела, человеком необыкновенно увлеченным и умел увлечь других, славился заботой о начинающих ученых, создавая благоприятные условия для их научной работы. Его идеи развивались в исследованиях учеников: А.Г. Копыловой (геохимия базитов Сибирской платформы, самородное железо, метеориты); М.Д. Томшина (анортозитовая тенденция дифференциации, эволюция платформенного магматизма, формационное деление траппов, связь базальтового, щелочно-оливин-базальтового и щелочно-ультраосновного магматизма); А.В. Округина (акцессорные минералы, самородное минералообразование, платиновые металлы, базит-гипербазитовые комплексы), В.Ю. Панкова (расплавные включения и флюидно-магматическое взаимодействие толеитового расплава и восстановительного флюида), В.К. Левашова (самородное железообразование); О.В. Королевой (геохимия базитов Сибирской платформы, монцонитоидная тенденция дифференциации). Под его непосредственным научным руководством провели диссертационные исследования: М.С. Мащак, М.Д. Томшин, А.В. Округин, В.Б. Белинский, В.Ю. Панков, З.С. Никифорова, В.К. Левашов, О.В. Королева.

С учениками (В. Левашов, А. Копылова, О. Королева, Б.В.Олейников, В. Панков) на конференции в г. Томске, 1988 г.

 

Обладая широким кругозором и необыкновенной эрудицией, Б.В. Олейников как руководитель Института и поддерживал, и инициировал научные начинания. При его личной поддержке и участии в Институте успешно проводилось изучение уникальных пород чароититов (К.А. Лазебник), эолового генезиса золотин (В.Е. Филлипов, З.С. Никифорова), возродилось исследование платиновых металлов Алдана (А.А. Ким), серебра Верхоянья (А.В. Костин). Б.В. Олейников был и главным инициатором геоэкологических исследований в бассейне р. Вилюй, не уставая повторять, что первоосновой экологической аномальности любой экосистемы является состояние геологической среды.

Б.В. Олейников в начале 1980-х годов создал в Институте группу по изучению минералов платиновой группы в базит-ультрабазитовых комплексах Сибирской платформы и связанных с ними россыпных проявлениях. Были возобновлены целенаправленные исследования типоморфизма платиновых металлов из россыпей Инаглинского и Кондерского дунит-клинопироксенит-габбровых кольцевых интрузивов. Организовано специальное изучение минералов платиновой группы из «загадочных» вилюйских россыпей благородных металлов, коренные источники которых до сих пор не установлены. Россыпи не имеют аналогов среди других известных как коренных, так и россыпных месторождений платины мира. Эти исследования в дальнейшем получили развитие в трудах ученика Б.В. Олейникова – А.В. Округина.

Олейниковым Б.В пройдены многие километры сплава, многочисленные протяженные маршруты по Сибирской платформе, посещены все главные месторождения и разнообразные эндогенные рудопроявления, связанные с траппами.

Борис Васильевич был не только талантливым ученым, но и страстным пропагандистом геологических знаний. В 1971 г. Б.В. Олейников был назначен заведующим геологическим музеем и оставался им до 1995 г. Он был прекрасным лектором и превосходным экскурсоводом, с увлечением знакомил с уникальной природой и ее минеральными богатствами, как школьников, так и всех гостей республики, посещавших геологический музей. Благодаря его вниманию и поддержке геологический музей Института геологии был одним из лучших просветительских центров Якутии.

Б.В.Олейников принимает японскую делегацию в геологическом музее, 1972 г.

Более 250 научных трудов, открытие трех новых минералов, утвержденных Комиссией по новым минералам Международной минералогической ассоциации (никельгексагидрит, самородные кадмий и алюминий), авторство в 2-х Тектонических картах – таково его научное наследие. При его участии описаны два новых метеорита, найденных на территории Якутии: Долгучан и уникальный высоконикелистый железный метеорит Онелло. Олейников Б.В. возглавлял направление по изучению различных проблем интрузивного магматизма Сибирской платформы, создав в г. Якутске научную школу по изучению глубинной эволюции базальтовых магм континентальных зон земной коры. В 1985 г. Б.В. Олейникову было присвоено почетное звание Заслуженного деятеля науки Якутской АССР, а в 1997 г. – Заслуженного деятеля науки Российской Федерации.

Абсолютная преданность науке, институту, принципиальность, редчайшая работоспособность, широта кругозора и исключительная скромность снискали ему уважение коллег, учеников и всех, кому довелось с ним общаться. Для всех нас Борис Васильевич был и останется примером служения делу.

Последнее поле, р. Моркока-Мархарата, 1999 г.

 

О нем:

Королева О.В., Копылова А.Г., Округин А.В., Томшин М.Д. Проблема базитового магматизма Сибирской платформы в трудах профессора Б.В. Олейникова // Наука и образование.  – 2012. – № 4. С. 5–9.

Академическая наука в Якутии (1949–2009 гг.). – Новосибирск: Академическое изд-во «Гео», 2009. – 220 с.

 

Список литературы

  1. Олейников Б.В., Шварцев С.Л., Мандрикова Н.Т., Олейникова Н.Н. Никельгексагидрит – новый минерал // Записки ВМО. – 1965. – Ч. 94. – № 2. – С. 534–547.
  2. Виленский А.М., Олейников Б.В. Принципы классификации интрузивных трапповых образований Сибирской платформы // Геология, петрография и минералогия магматических образований северо-восточной части Сибирской платформы. – М: Наука, 1970. – С. 78–102.
  3. Олейников Б.В., Саввинов В.Т., Погудина М.А. и др. Геология и геохимия базитов восточной части Сибирской платформы. – Москва: Наука,1973. – 235 с.
  4. Олейников Б.В., Савинов В.Т. Пространственно-временная эволюция траппового магматизма в пределах Вилюйско-Мархинской и Жиганской магмоподводящих зон // Магматические образования северо-востока Сибирской платформы. – Якутск, 1975. – С. 73–98.
  5. Олейников Б.В. Геохимия и рудогенез платформенных базитов. – Новосибирск: Наука,1979. – 264 с.
  6. Олейников Б.В. Геохимическая типизация платформенных базитов // Геохимия и минералогия базитов и ультрабазитов Сибирской платформы. – Якутск: Изд. ЯФ СО АН СССР, 1984. – С. 4–21.
  7. Олейников Б.В., Округин А.В., Лескова Н.В. Петрологическое значение находок самородного алюминия в базитах // Докл. АН СССР. – 1978. – № 1. – 1978. – С.191–194.
  8. Олейников Б.В., Округин А.В., Новгородова М.И. и др. Алюминий – новый минерал класса самородных элементов // Записки ВМО. – 1984. – Вып. 2. – С. 210–215.
  9. Олейников Б.В., Округин А.В., Томшин М.Д. и др. Самородное металлообразование в платформенных базитах. – Якутск : ЯФ СО АН СССР, 1985. – 187 с.
  10. Копылова А.Г., Олейников Б.В., Соболев Н.В., Сушко О.А. Новый железный метеорит Онелло – уникальный высоконикелистый атаксит // Докл. РАН. – 1999. – Т. 368. – № 2. – С. 236–238.
  11. Копылова А.Г., Олейников Б.В. Фосфиды и фосфористые сульфиды метеорита Онелло // Записки РМО. – 2000. – № 5. С. 37–43.

 

                                О.В. Королева, А.Г.Копылова, М.Д.Томшин, А.В.Округин