Нюектаминская площадь: вести с полей

Нюектаминская площадь: вести с полей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1. Расположение участка полевых работ.

 

Начало полевого сезона 8 июня 2020 года. Вылет состоялся в 3:30 утра из порта Хомустах, самолет Ан-2. В 6:15 приземлились в аэропорту Чочимбал-2, который использовался для переправки грузов во время войны 1941-1945 г. (географическое место – верховье реки Серджах).

Рисунок 2. Самолет Ан-2 успешно приземлился после 2 часового перелета.

В 2020 году на Нюектаминской площади геологические работы по Госконтракту проводит ОП «Янское» – структурное подразделение АО «Якутскгеология». ИГАБМ СО РАН осуществляет научное сопровождение и оптимизацию ГРР, которое включает рекомендации по размещению скважин и канав, поисковые маршруты, уточнение геологической схемы участка и создание геологической информационной системы на основе ArcGIS.Рисунок 2. Самолет Ан-2 успешно приземлился после 2 часового перелета.

В полевой сезон 2020 года решаются следующие задачи:

Исследования коренных обнажений, полотна канав и керна скважин, а также геологические наблюдения во время маршрутов и вынос точек наблюдения на космические снимки высокого разрешения позволили установить разнообразие структурных типов рудных тел Нюектаминского рудного узла и дать рекомендации для выполнения геологоразведочных работ

На основе полевых наблюдений разработана принципиальная модель структурных типов рудных тел для Нюектаминского и Эндыбальского рудных узлов (Рисунок 3). Серебросвинцовые и золотосеребряные пластовые жильные комплексы приурочены к замковым частям складок и на крыльях быстро выклиниваются. Большое сходство с седловидными жилами Бендиго позволяет предполагать наличие рудоносных крутопадающих структур для Чочимбальского рудного поля, что можно установить только поисковым бурением.

Рисунок 3. Обобщенная структурная модель Нюектаминского и Эндыбальского рудных узлов.

Пластовые жилы

Развиты в правом и левом бортах ручья Чочимбал и по структурному типу аналогичны пластовым жилам Эндыбальского рудного узла. Жилы сложены кварцем, сидеритом, пиритом, арсенопиритом, галенитом, сфалеритом и блеклой рудой. Мощности пластовых жил невелики, а по падению и простиранию они линзуются и быстро выклиниваются, что было показано на примере Мангазейского месторождения Сенкевичем В.С. [2004]. С учетом небольших углов падения, отработка таких рудных тел карьером сопряжена с огромной выемкой пустой породы и может быть нерентабельной[1]. На Чочимбальском участке известно два уровня пластовых жил, которые в разные годы прослеживались канавами. Бурение может вскрыть еще несколько уровней стратифицированной минерализации с пластовыми жилами и, что более интересно, подводящие секущие рудоносные структуры.

Жилы в зонах даек и разломов

Структурный контроль установлен не для всех жильных зон. Однако, на примере наиболее детально обследованной системы жил Пентиум-1 можно уверенно говорить, что дайковые и жильные системы пространственно и генетически взаимосвязаны. В узлах пересечения рудного тела с дайками, особенно на Ю-З фланге рудной зоны Пентиум-1 можно ожидать наличие рудного столба, а продолжение рудного тела следует искать вдоль дайкового пояса-2. Структура рудной зоны Пентиум такова – дайковый пояс-1 и -2 ограничивают распространение жильной зоны Пентиум-1, а перспективным для поисков аналогичной минерализации является пространство к С-З от Пентиум-1 между поясами даек (Рисунок 4). Если это подтвердится, то можно говорить о структурном типе лестничных жил.

Рисунок 4. Полевой вариант структуры рудной зоны Пентиум-1 и -2. Рудное тело Пентиум-1 приурочено к трещине отрыва в зоне сдвига и экранируется с севера и юга дайковыми поясами.

Рудная зона Позолота не является единым рудным телом, а представлена серией ветвящихся жил и рудных столбов, которые соединяются между собой неисследованными на предмет рудной минерализации разломными структурами (Рисунок 5). Количество ответвлений к югу от истоков руч. Чочимбал увеличивается, а их рудоносность косвенно подтверждается обширной россыпной золотоносностью ручья Ранний и его притоков. Рудная зона разведана единичными канавами и скважинами, что не дает полного представления о ее потенциале.Рисунок 4. Полевой вариант структуры рудной зоны Пентиум-1 и -2. Рудное тело Пентиум-1 приурочено к трещине отрыва в зоне сдвига и экранируется с севера и юга дайковыми поясами.

Значительный прогресс может быть достигнут при изучении потенциально рудоносных структур на космических снимках с последующей заверкой штуфным, бороздовым и керновым опробованием. Это увеличит ресурсный потенциал рудной зоны.


Рисунок 5. Полевой вариант сложной разломной структуры рудной зоны Позолота. Неизученные штуфным опробованием разломные структурные элементы показаны как «перспективные структуры».

Штокверковые зоны

На площади проекта к объемным рудным телам можно отнести два обособленных поля сульфидизированных и ороговикованных пород имтанджинской и солончанской свит бассейнов ручьев Красного и Пирротинового и ручьев Кыгыл-I и-II. Площади полей 3,58 км2 и 2,37 км2 соответственно. Запасы сульфидизированных пород, рассматриваемых как комплексные руды золота, меди, цинка и олова, оценены Н.Н. Стронским в 93 576 тыс. т. [1935]. При этом в руде содержится 120 – 140 тыс. т. меди, 80 – 90 тыс. т. цинка, 20 – 30 тыс. т. олова и 21,522 т. золота (при среднем содержании последнего 0,23 г/т).

Полученные Н.Н.Стронским ресурсы золота основаны на явно заниженных мощностях рудного тела и составляют по моим расчетам 5,8 м. А.П.Кропачев в пояснительной записке к Геологическая карта: Q-52 м-ба 1:1000000 при подсчете ресурсов золота использует среднее содержание в 0,675 г/т, учитывая более поздние анализы, полученные после работ Н.Н.Стронского. При этом, содержания применялись к вычисленному Н.Н.Стронским количеству руды, а ресурсы золота составили 63,16 т по категории Р3.

Площадь, кв м Мощн, м Плотность Au г/т Руды, т Au, кг
Содержания золота по Н.Н.Стронскому
5955482 5,8 2,7 0,23 93263 21450,46
Содержания золота по А.П.Кропачеву (Геологическая карта: Q-52, 2006)
5955482 5,8 2,7 0,675 93263 62952,42

 

На текущий момент ситуация может выглядеть существенно оптимистичнее. Площади сульфидизированных пород определены по результатам дешифрирования космических снимков ArcGIS Imagery. Расстояние между глубиной залегания кровли интрузива и поверхностью отражает реальную мощность для объемной рудной залежи сложной геометрической формы и по данным аэромагнитной съемки находится в интервале от 50 до 820 м для поля-1и от 470 до 800 м для поля-2.  Ресурсный потенциал золота при таких мощностях может составить значительно больше 500 т.

Рисунок 6. Данные для оценки параметров сульфидизированных и ороговикованных объемных руд. Красные контур – граница двух минерализованных полей. Красные точки показывают информацию о кровле Кыгылтасского интрузива: Z – абсолютная высотная отметка точки, D – глубина залегания кровли от поверхности по аэромагнитным данным [Гуторович, Изаров, 1966].

Минерализованные участки включают обширные зоны брекчирования и залечивания трещин рудным материалом (Рисунок 7). Основные рудные минералы пирит, арсенопирит, галенит, марматит и халькопирит. Часто трещины выполнены гидроксидами железа. Перспективы этого минерального типа велики, так как по результатам аэромагнитных работ 1966 года [Гуторович, Изаров, 1966] глубина залегания кровли Кыгылтасского интрузива под рудными брекчиями составляет сотни метров, что нужно учитывать при подсчете запасов рудной массы.Рисунок 6. Данные для оценки параметров сульфидизированных и ороговикованных объемных руд. Красные контур – граница двух минерализованных полей. Красные точки показывают информацию о кровле Кыгылтасского интрузива: Z – абсолютная высотная отметка точки, D – глубина залегания кровли от поверхности по аэромагнитным данным [Гуторович, Изаров, 1966].

Распределение рудной минерализации в надинтрузивной области систематически не изучалось, но даже полевых наблюдений достаточно, чтобы утверждать о значительных масштабах и неравномерном распределении оруденения. Это обстоятельство требует дополнительных исследований, но невозможно из-за окончания поискового проекта в 2020 году.

Рисунок 7. Одно из рудных обнажений ручья Красный со штокверковой минерализацией. А – Общий вид обнажения. Б – Участок разноориентированных сульфидных прожилков. В – Участок брекчий с железооксидным цементом. Г – Участок субпараллельных трещин, выполненных сульфидами.

Анализ подобных типов месторождений в мире показывает, что они являются востребованными ресурсами. По данным открытого информационного ресурса Mining Data https://miningdataonline.com месторождение Cerro-San-Pedro (Мексика), владелец New Gold Inc., имеет аналогичное геологическое строение и характер рудной минерализации. Руда локализована в контурах штока диоритовых порфиров и представлена штокверком, состоящим из разноориентированных минерализованных трещин, выполненных сульфидами, несущими золото и серебро. Кроме этого во вмещающих известняках развиты сульфидные жилы, сложенные пиритом, сфалеритом и галенитом. Месторождение отрабатывается открытым способом (Рисунок 8), на состояние 2016 года карьером отрабатывались руды, содержащие 0,49 г/т золота и 14,4 г/т серебра.Рисунок 7. Одно из рудных обнажений ручья Красный со штокверковой минерализацией. А – Общий вид обнажения. Б – Участок разноориентированных сульфидных прожилков. В – Участок брекчий с железооксидным цементом. Г – Участок субпараллельных трещин, выполненных сульфидами.

А

Б
Рисунок 8. Состояние подобных месторождений в Якутии и Мексике. А – Панорамный снимок проявления Красная горка (поле-2). Б – Карьер месторождения Cerro de San Pedro, одного из старейших рудников Мексики (Ш 22,21667, Д -100,81667).

Линейные системы сближенных прожилков

В контурах сульфидизированного поля ручьев Кыгыл-1 и Кыгыл-2 расположена минерализованная зона ГИС-1, представленная серией субпараллельных прожилков (Рисунок 9). Обнаружена автором в 2003 году в коренном борту левого верхнего притока ручья Кыгыл-1 (приток реки Кысылтас). Ширина зоны прожилкования около 25 м. Характер минерализации аналогичен золотомедным рудным зонам Дябханья, -3 и -4 месторождения Аркачан. Горными работами не прослеживалась, поэтому ресурсный потенциал неясен.


Рисунок 9. Рудная зона ГИС-1 в коренном залегании. Сложена минерализованными трещинами (Аркачанский тип). Все прожилки имеют субвертикальное падение и субширотное простирание, мощность зоны до 23 м. Количество прожилков на 1 погонный метр разное, есть густая сеть прожилков, есть и пустые интервалы. А – Общий вид природного обнажения с рудной минерализацией. Б – Прожилки с кварц-пирит-арсенопирит-марматит-халькопиритовой минерализацией.

Перспективная минерализация в углеродисто-терригенных толщах

Представлена мощными пачками углеродистых алевролитов и алевропесчаников с пиритовой вкрапленной, линзовидной и прожилково-вкрапленной минерализацией. Часть пирита сингенетична и сгруппирована в стяжения вытянутой и закругленной формы. По разрезу с разной интенсивностью распространена вкрапленная минерализация, причем размеры кристаллов пирита варьируют в широких пределах – от 1 до 10 мм. Часть пирита присутствует в кварц-пиритовых линзах и прожилках, что свидетельствует о ее эпигенетическом характере (Рисунок 10).


Рисунок 10. Разнообразие форм пиритовой минерализации в углеродисто-терригенных отложениях чочимбальской-серджахской свит C1-2. А – Сингенетичная конкреция, представленная смесью пирита и углистого материала. Б – Метакристаллы и сростки пирита в светлом алевролите. В – Ленты и линзы эпигенетического пирита в черном алевролите. Г – Эпигенетические кварц-пиритовые прожилки и линзы в черном алевролите.

Этот тип руд был вскрыт бурением только в 2020 году, и его минеральный состав не исследован. Однако, при больших масштабах минерализации он может оказаться более привлекательным, чем оруденение пластовых жил.

Железо-оксидная минерализация

Проведено выявление и опробование нового для Нюектаминской площади типа минерализации, получившего название в геологической среде – Iron Oxide Copper Gold (IOCG). Вот один из примеров – золотоносная гематитовая жила с галенитом и блеклой рудой в верховьях ручья Чочимбал.

Железо-оксидная-Cu-Au жила в русле ручья Чочимбал с типичным для измельченного гематита цветом, который проявился после проходки бульдозером.

Полевые работы продолжаются.

Гл.н.с. ИГАБМ СО РАН, д.г.-м.н. А.В.Костин

 

[1] Это персональное мнение автора отчета, основанное на опыте работы на Эндыбальском рудном узле в период с 2005 по 2009 годы.