Возможные источники минералов платиновой группы (МПГ) из комплексных алмазоносных россыпей бассейна р. Анабар

На северо-востоке Сибирской платформы в бассейне р. Анабар с 60-х годов прошлого столетия известны уникальные алмазоносные россыпи, которые содержат попутно ещё благородные металлы – золото и платину, которые местами достигают весовых концентраций. Загадочность этих комплексных россыпей заключается в том, что источники этих драгоценных камней и благородных металлов до сих пор не установлены.
В последние годы А.В. Округиным с коллегами из ИГГД РАН и АО “Алмазы Анабара” изучены типоморфные особенности МПГ из россыпей р. Маят и впервые определен возраст самих минералов платины новым 190Pt-4He методом, разработанным Ю.А. Шуколюковым с соавторами [2012]. Плотные кристаллические структуры самородных металлов, в том числе и платины, обладают уникальной способностью прочно удерживать радиогенный гелий, в то время как в кристаллической структуре силикатов, оксидов, фосфатов, сульфидов и других минералов гелий обычно не удерживается. Анализ МПГ на 4He проводился на масс-спектрометрическом комплексе MSU-G-01-M в ИГГД РАН.

Минералы платиновой группы из россыпей р. Маят: а — морфология зёрен; б — полированный срез железистой Pt с силикатными включениями; в — увеличенное изображение включения в отражённых электронах на сканирующем микроскопе JSM-6480LV (ИГАБМ СО РАН).

В начале 2019 г. в “Докладах академии наук” вышла статья обобщающая эти работы. Показано, что в бассейне р. Анабар платина характеризуется высокими содержаниями Rh и Ir, подобно как родисто-железистой платине из россыпей р. Вилюй, так и иридистой изоферроплатине Инаглинского дунитового массива [Округин и др., 2012], а также редким минералам иридисто-родиевой железистой платины промежуточного состава Бор-Уряхского массива [Малич, Когарко, 2011]. Следовательно, можно предположить наличие здесь всех вышеуказанных типов коренных источников или одного сложного комплекса пород, совмещающих все эти типохимические признаки в виде Rh-Ir железистой платины.

Составы железистой платины и изоферроплатины из россыпей.
А – р. Вилюй и массив Инагли; Б – р. Маят, поля составов: р. Вилюй (шриховая красная линия, n = 162); Инагли (сплошная синия, n = 155).

Геохронологические исследования проводились на чистых (без включения) зёрнах твёрдых Fe-Pt-растворов из россыпи р. Маят, которые имеют разные содержания типоморфных элементов-примесей Rh, Ir, Pd. Результаты 190Pt-4He датирования 5 образцов железистой платины располагаются на «изохроне», угол наклона которой соответствует возрасту 261±13 млн лет (СКВО – 2,5 %), что свидетельствуют об их одновозрастном источнике.

190Pt-4He изохрона для железистой платины из россыпи р. Маят.

В матрице Fe-Pt-сплавов россыпи р. Маят установлено полиминеральное силикатное включение, состоящее из диопсида, нефелина, флогопита, магнетита и амфибола, валовый состав которых отвечает мельтейгиту. Таким образом, в качестве наиболее вероятного источника МПГ бассейна р. Анабар можно рассматривать комплексы щёлочно-ультраосновных пород пермо-триасового возраста. В связи с этим следует отметить развитие на севере Сибирской платформы комплексных золото-платиноносных россыпей, связанных с Гулинским вулканоплутоном ультраосновных и щёлочных пород с карбонатитами Маймеча-Котуйской провинции [Балмасова и др., 1992; Лихачев и др., 1987; Сазонов и др. 1994; Малич, Когарко 2011]. Имеющиеся геофизические данные [Поршнев, Степанов, 1981] свидетельствуют о возможности существования подобных комплексов щёлочно-ультраосновных пород с платинометальной минерализацией под мезозойским чехлом в пределах Лено-Анабарского прогиба.
Ссылка на полный текст статьи:
https://journals.eco-vector.com/0869-5652/article/view/12883/10203